Квартира в высотке на Котельнической набережной. Гостиная. Диван, Meridiani; журнальный столик, Tacchini; на нем ваза из галереи “Тираж 1/1”; над ним светильник, Vibia; слева консоль, сделанная на заказ по эскизам дизайнера.
На контрасте строится и оформление камина в интерьере петербургской квартиры по проекту Дарьи Майер: гостиную дизайнер погрузила в глубокий темно-синий цвет, а настоящий камин заключила в белый мрамор. Именно мрамор является одним из самых популярных материалов для оформления камина, с ним даже простые формы приобретают возвышенный классический вид. Например, в квартире для молодоженов Ольга Солнышкова не стала перегружать и без того полную деталей комнату барельефами с вензелями на камине и остановилась на более лаконичном варианте. И все равно за счет мраморной отделки и композиции пространства в целом такой камин смотрится вполне традиционно.
Квартира в Санкт-Петербурге. Каминная зона. Камин, “Эксклюзив стиль”, стеллажи сделаны в мастерской “Больше стиля!”; вазы, Gunga Ceramics; картина Вячеслава Михайлова.
Квартира молодоженов в Москве, 70 м². Каминный портал, Unizaro; стеллажи сделаны на заказ; картина Адель Левитовой; ковер, Jerome Botanic; кресла и журнальный столик винтажные из магазина Repeat Story; приставной столик по дизайну Михаила Степанова. Шторы из ткани Kravet сшиты Нелли Катцыной.
Иным путем пошла дизайнер Екатерина Яковенко. В квартире для своей заказчицы Екатерина организовала каминный мраморный портал с заметной “архитектурой” Франции XIX века. Поддерживают дух эпохи антикварные каминные таганы. “Я считаю камин обязательным элементом, он создает атмосферу тепла, уюта и делает интерьер живым, — говорит Яковенко. — Даже если он декоративный, имитация должна быть реалистичной: чугунная топка, дрова и настоящие аксессуары”.
Женственная квартира в Москве, 76 м². Фрагмент гостиной. Каминный портал и таганы — все Франция, XIX век; на портале прижизненная копия скульптуры Деметра Чипаруса из салона “BersoАнтик”; витрина, Christopher Guy; внутри сервиз из “Дома фарфора”; зеркало-телевизор, Burg & Glass.
Но можно обзавестись камином без истории и смотреть, как она творится на глазах: дизайнер Айя Лисова предложила своему клиенту сделать портал из песчаника — со временем этот натуральный камень вбирает в поры сажу и благородно стареет. Дымоходу тоже решили добавить годы: медные листы специально выдерживали в растворе, чтобы добиться характерных “ржавых” разводов.
Квартира по проекту Айи Лисовой в центре Москвы. Каминная зона в гостиной.
Черный квадрат
В минималистичных интерьерах чаще встречаются соответствующие минималистичные камины. Но любой такой на первый взгляд невзрачный “черный квадрат” может стать произведением искусства. К камину в трехуровневой квартире по проекту Елены Иванниковой и Сергея Тулецкова стоит приглядеться: за темной краской облицовки скрываются обожженные дубовые доски. А вот воздуховоды дизайнеры прятать не стали — стальные трубы прикрывает лишь прозрачное стекло.
Трехуровневая квартира для художницы в Москве. Скульптурный декор от Дениса Милованова. На полу доска из лиственницы и безворсовые ковры, IKEA. Подвесные светильники, столики и мягкая мебель сделаны на заказ.
Темное простое оформление подойдет и тем, кто не хочет привлекать в городской квартире к камину излишнее внимание, если он, например, располагается в проходной зоне, как в интерьере двухуровневой квартиры от тандема Краузе, или если очаг смещен, как в квартире на Таганке по проекту Натальи Масловой. А украсить зону можно при помощи искусства.
Двухуровневая квартира в Москве, 84 м². Вид на кухню. Барные стулья, Gärsnäs. Каминный портал из гранита, Artishock; металлическая вставка перед камином и дровница справа от него из вороненого металла. Светильники, Delta Light. Массивная доска на полу, “Золотой лес”. Фотография над камином работы Кирилла Овчинникова.
Квартира на Таганке по проекту Натальи Масловой. Гостиная. Диван и кресло, Minotti; маленькие столики, Baxter; в центре журнальный столик, Vitra; люстра, Apparatus; шторы, Rubelli; ковер, Zoë Luyendijk Studio; стены выкрашены краской Paint & Paper Library; над камином картина Дирка Сальца.
По стойке смирно
Вместо стандартного камина в городской квартире можно поставить печку, как это сделал Олег Клодт в своей квартире. “Первая мысль была сделать камин в углу, на оси от входной двери, но мне не хотелось иметь обычный угловой камин, на который ориентирована вся гостиная”, — рассказывает архитектор. Изменили концепцию итальянские каникулы: как раз в процессе ремонта семья Клодта поехала в Альпы, где в местном ресторане обнаружила похожую отдельно стоящую печь — все согласились, что это то, что нужно. Помимо функциональности такая печка обладает еще аккуратными ножками и дверцами-окошками, создающими элегантный образ.
Квартира Олега Клодта в Москве. Кухня, Eggersmann. Над сделанным на заказ островом с немецкой керамической столешницей — светильник, Vibia. На состаренном дубовом полу отдыхает пес Хиро.
Воздушные конструкции отдельно стоящих печей не утяжеляют интерьер и при этом иногда даже скрывают мелкие недостатки пространства. Так случилось с интерьером, над которым работали архитекторы MK‑Interio: Мария Махонина и Александра Казаковцева разместили камин прямо перед массивной несущей колонной в центре комнаты, частично замаскировав ее. А дизайнер Мария Панченко с помощью камина оформила угол гостиной — без него эта часть комнаты выглядела бы откровенно пустой.
Квартира с видом на Финский залив в Репино, 215 м². Гостиная. Камин, Focus. Диван, Edra; журнальные столики и стеллаж, Alivar; светильники, Delta Light. На стеллаже керамика ручной работы, DavCeramics; вазы, Guaxs, из магазина “Предметы”; темно-синяя ваза, Guaxs, МK Luxury Space.
Брутальная квартира в Санкт-Петербурге, 127 м². Гостиная. Диван и стеклянный кофейный стол, Baxter; мраморный столик, Poliform; черный табурет, Frama; люстра и настольный светильник, Flos; биокамин, Deco Flame.
Еще один интересный вариант камина можно увидеть в интерьере по проекту Юлианны Никулиной. Несмотря на размеры, эта огромная футуристическая глыба, что называется, вписалась в пространство как нельзя лучше, повторяя форму диванов и кресел от Ligne Roset.
Квартира в центре Москвы по проекту Юлианны Никулиной. Гостиная. Диван, кресла и журнальные столики, все Ligne Roset; ковры, Dovlet House.
За стеклом
Более скромным решением для интерьера станет биокамин. Да, смотреть на потрескивание дров не получится, но очароваться танцем пламени все еще можно. Благодаря тому, что обычно биокамины имеют достаточно компактный и неприметный вид, чаще всего их располагают под ТВ-зоной.
Квартира в “смешанном” стиле в Калининграде по проекту Марины Кутузовой. Фрагмент гостиной. Кресло, Poliform; журнальный столик, Rimadesio.
Квартира в московской новостройке, 240 м². Диван, Baxter; ковер, Tapis Rouge Atelier; столик и латунная арка, Dordi; декор и кофейный столик, Savour Design; вся встроенная мебель и панели сделаны по эскизам архитектора в компании Mebel.pw; кресло, B&B Italia; мраморный портал для камина, Mpamop.ru; биокамин, Flambis.
Квартира в Сити по проекту Татьяны Бобылевой, бюро PROforma. Фрагмент гостиной. Панели, портал, двери, шкаф — все выполнено по эскизам автора в столярной мастерской Павла Медведского. Краска, Manders; освещение, Delta Light; потолочный свет, торшер, Foscarini, салон “Частная коллекция”. Диван, Saba Italia; кресло, Zanotta; столики, Horm; поставщик, Altodesign; ковер, New Rug; телевизор The Frame, Samsung; биокамин, Bioart; электротехнические изделия, Jung. Текстиль, мастерская Елены Клименко.
Легкость монтажа биокамина позволяет устанавливать его в любом месте комнаты, а не только в стене. Этим воспользовалась команда NIDO interiors, когда планировала интерьер московской квартиры для весьма рациональной заказчицы. Вынесенный островок биокамина разделяет диванную и столовую зоны, так что его видно из любой точки пространства. А вот заказчица Надежды и Георгия Ананьевых отвела камину особый уголок гостиной. И там ТВ нет — чтобы ничего не отвлекало от умиротворяющего огня.
Рациональная квартира в Москве по проекту NIDO interiors, 211 м². Вид из кухни на общую зону. Подвесной шкаф над камином и шкаф за телевизором — столярная мастерская “Квинтон”. Основание биокамина из гранита. Над камином работа Влада Локтева из серии Balance & Freedom.
Квартира с искусством в Москве по проекту Надежды и Георгия Ананьевых. Каминная зона. Декоративная перегородка и встроенный шкаф с камином сделаны на заказ по эскизам Георгия Ананьева; кресла по дизайну Джо Понти, Molteni & C; торшер, Франция, 1950-е, Maison Arlus; на задней стене бра, Италия, 1960-е, Stilnovo.